Отредактировано:04.01.11 01:56
Полотенце
Нарядные полотенца из льна на протяжении многих веков слыли в славяно-русской культуре, пожалуй, самыми популярными 'оберегами'. Б.А.Рыбаков отмечает, что в ранних бронзовых изделиях восточных славян находят имитацию вышитого полотенца с фигурой женщины-богини. Они сопровождали ('оберегали') человека на протяжении всей жизни - от рождения до кончины, в разных жизненных событиях трудовых и праздничных.
Полотенца, праздничные поневы, покосные блузы, подзоры в 'красном' углу светлицы, украшенные осмысленным повествующим орнаментом, не что иное, как древний славяно-русский календарь. Он образно и четко отражал семейно-родовые события или аграрно-ритуальные торжества, свойственные земледельческой культуре славян. К сожалению, многие 'листки' этого календаря утеряны. А ведь еще в начале нашего века без полотенца не обходился ни один обряд и праздник. Рождество, Масленица, Пасха, чествование урожая, 'летние святки', свадебные обряды, постройка дома, рождение и крещение детей, похоронный обряд, ритуальные торжества аграрного цикла - наиболее древние в отечественной культуре.
Древние земледельцы считали, что нарушая первозданную девственность природы (вспахивая поле или срывая, как бы 'убивая' растения), они посредством магических ритуалов должны вымолить 'прощение' у духов-покровителей природы. В этом истоки и многих славяно-русских 'оберегов', отраженных в образах льна и полотенца. Полотенцами-оберегами вместе с лентами, травой и ветками встречают весну, 'завивают' березы, наклоняя их ветви к земле. Так, по древнему преданию, растительная сила дерева передается матушке - сырой земле.
Узорные полотенца приносили на поклонение старым деревьям, особенно дубам, березам и липам. Поклонение природе, солнцу, сохранившееся со времен язычества, прослеживается в разных регионах и до сих пор. Так в Галиче жители ходят на Поклонную Ярилину гору, где украшают деревья лентами, полотенцами, водят хороводы. В Переславле-Залесском по-клонение природе проходит в форме народного гуляния в роще на Ярилиной горе, куда приносят узорные полотенца. Священные рощи с часовнями отмечены также на русском Севере, куда жители также приносили полотенца.
Полотенце - один из древнейших типов женского головного убора, называвшийся 'убрус'. Полотенчатый головной убор широко бытовал, в Брянской, Тульской, Калужской и других губерниях. Женщины этих регионов в праздники и при посещении церкви носили головные полотенца с затканными или вышитыми концами. Полотенцу из льняного холста, сложенное в четыре ряда вдоль, клали на лоб, затем его переплетали на затылке и выставляли вперед концами, украшенными в красных тонах.
Есть не мало тканных и шитых полотенец, посвященных тем или иным календарным и семейно-родовым праздникам, но, пожалуй, самыми нарядными выглядят 'девичьи' и 'свадебные' полотенца. Девичьи полотенца изготовлялись к самым популярным в народе праздникам Святкам, Масленице, Красной горке, Пасхе, а также на традиционные посиделки, девични-ки, гадания. На всех праздниках первым на полотенце выносили хлеб да соль. Соль - символ солнца, любви, хлеб - земля - милость. Полотенце - символ жизни человеческой, полоса судьбы, часть чистого космического пространства.
Полотенца - 'обыденники' ткали против мора, для испрашивания дождя или ведра. Обыденное полотенце в древности ткали тайно за сутки или за один световой день. Обыденное полотенце после обряда позже стали не сжигать, а приносить в церковь и вешать на икону. В некоторых губерниях, девушки, желавшие выйти замуж, ткали ' обыденную пелену' - длинное полотенце. Для тканья объединялись несколько девушек, чтобы закончить работу за один день. В этих местах пелену ткали к Покрову и, закончив работу, несли полотенце в церковь к иконе 'Покрова', иногда такое полотенце готовили ко дню Параскевы Пятницы-покровительницы женских работ.